Информация для родителей об особенностях курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Организационно-управленческие основы введения нового комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
21 июля 2009 года Президент РФ Д.А. Медведев заявил о поддержке нескольких идей, и, среди них, идее, высказанной лидерами крупнейших религиозных объединений России, и, инициированной в большей степени, Русской православной церковью, о преподавании в школах «дисциплин, направленных на духовно-нравственное просвещение».
При этом глава государства напомнил о конституционных принципах свободы совести и о светском характере государства. Тогда же Президент предложил провести эксперимент по внедрению нового учебного курса в ряде регионов РФ.
После долгих согласований курс получил название «Основы религиозных культур и светской этики».
Министр образования и науки РФ А.А. Фурсенко так прокомментировал цели и характер нового учебного курса: «Это абсолютно светский курс, который будут вести обычные учителя. Ребята смогут узнать об истории и культуре основных религий, ценностях светской этики. Задача, которая стоит перед данным курсом, заключается в формировании общества, основанного на согласии и понимании. Все мы разные, но мы живем в одной стране и должны учиться уважать ценности представителей всех культур».[1]
К разработке курса были привлечены ученые Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий.
Согласно распоряжению В.В. Путина от 29 октября 2009 г. предмет проходил апробацию в 19(21) субъектах Российской Федерации.
Результаты апробации признаны успешными, и, 28 января 2012 года вышло новое распоряжение председателя правительства №84-р об утверждении плана мероприятий по введению с 2012-2013 учебного года во всех субъектах РФ комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики».
1 февраля 2012 года вышел приказ Минобрнауки №74 о внесении изменений в федеральный базисный учебный план. Изменения говорят о том,
что каждый четвероклассник в будущем году будет изучать один из модулей ОРКСЭ по выбору в обязательном порядке.
Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей).
Организационно-управленческие основы введения нового комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Начиная со 2012 года, преподавание комплексного учебного курса, будет осуществляться на постоянной основе во всех субъектах Российской Федерации, в IV классах в объеме 1 часа в неделю – всего 34 часа).
Учебный курс ОРК и СЭ включает в себя модули:
- Основы православной культуры;
- Основы исламской культуры;
- Основы буддийской культуры;
- Основы иудейской культуры;
- Основы мировых религиозных культур;
- Основы светской этики.
Нормативными правовыми основами разработки и введения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКиСЭ) являются:
- Конституция Российской Федерации;
- Закон «Об образовании» (ст.14 «содержание образования должно обеспечивать формирование духовно-нравственной личности»);
- Поручение Президента Российской Федерации от 02 августа 2009 года (Пр-2009 ВП-П44-4632);
- ФГОС начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 26.11.2010 N 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373");
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.
Цель и задачи комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
- знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Структура комплексного учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики» (34 часа)
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)
Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. (Предметы по выбору) Часть 1 и 2.
Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)
Блоки 1 и 2 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия.
Блок 3 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс.